PR-директор отелей
Знаменитые сталинские высотки – такой же яркий, узнаваемый символ Москвы, как Кремль или Красная площадь. И хотя к сталинскому ампиру можно относиться по-разному, «семь сестер» – это не просто столичные достопримечательности, а олицетворение целой эпохи, важнейшего периода в становлении и развитии послевоенной Москвы.
Амбициозная стройка стартовала через 2 года после окончания Второй мировой войны – 7 сентября 1947 года, а сталинские высотки стали воплощением светлого будущего, прообразом возрождения страны из послевоенной разрухи.
Назначение небоскребов было различным, но все они были заложены в один день и один час. Дата была выбрана неслучайно: столица праздновала 800-ый день рождения. Непосредственное строительство стартовало чуть позже, но закладку первого камня важно было превратить в символическое событие всеобщего масштаба.
По задумке вождя народов здания должны были впечатлять советских граждан, а также иностранцев своим масштабом, величием и совершенством инженерной мысли. Золото, мрамор, широкие лестницы, просторные холлы, и другие элементы, подчеркивающие вычурную роскошь, – не здания, а настоящие советские дворцы в стиле ар-деко.
Еще одно условие – каждая высотка обязательно должна была гармонично вписаться в архитектурно-исторический ансамбль.
Примечательно, что до этого периода высотных зданий в городе не было. Только после принятия в январе 1947 года соответствующего Постановления Совета Министров СССР в столице разрешили строить дома выше 9 этажей. Считается, что это решение положило начало соперничеству с американскими небоскребами.
Строительство было каркасным: кирпичные стены с керамической облицовкой не являются несущими. В отличие от башен, возводимых в США, сталинские высотки имели пирамидальную форму и были увенчаны шпилями со звездой. Даже от термина «небоскреб» в СССР намеренно отказались, чтобы не возникало прямых аналогий с американским высотным строительством.
Место строительства утверждал сам Сталин. Он же контролировал сроки грандиозной стройки, поэтому у архитекторов и инженеров не было времени на долгие колебания в случае появления сопутствующих трудностей. В результате иногда приходилось идти на определенные риски и увеличение бюджета, за что позже, уже при Хрущеве, они были уволены с должностей и лишены Сталинских премий.
Несмотря на сложную и неоднозначную историю создания, сталинские высотки действительно стали олицетворением прогресса и величия страны. Именно в этих домах впервые в СССР появились системы пылеудаления, современное отопление и вентиляция, бытовая техника (посудомоечные машины, мусородробилки), телефонные аппараты.
Построенный в период с 1949 г. по 1953 г., сталинский дом на Ленинских горах стал самым высоким из «семи сестер». Высота вместе с 12-тонным шпилем достигает 240 метров, ширина – 850 м, длина – 2 км. Архитекторами проекта были Руднев, Хряков, Чернышев, Насонов и Абросимов.
До 1990 г. 36-этажное, абсолютно симметричное здание МГУ носило титул самого высокого в Европе. Его украшают самые большие в Москве башенные часы с 9-метровым циферблатом, гигантские барометр и термометр. С обзорной площадки на 32 этаже открываются самые захватывающие виды на столицу. По первоначальной задумке венчать главный храм науки должен был огромный памятник Ломоносову, но позже было решено заменить его шпилем.
Стоимость строительства составила больше 2,5 млрд. советских рублей – огромная сумма для того времени. Фигуры из литого камня, нестандартно высокие габариты окон и дверей, лифты, декоративные колонны, внутреннее убранство красноречиво отражают задумку авторов и вызывают чувство нескрываемого восторга от увиденного.
Самая низкая, но от этого не менее грандиозная по масштабам строительства «сестра» стоит на Комсомольской площади, под которой текут подземные реки. Это было главной сложностью строительства: пришлось дополнительно предусмотреть 10-метровые сваи, устанавливаемые новым методом вибронабивки.
Высота «Ленинградской» со шпилем составляет 139 м. Строительство длилось 5 лет и завершилось уже после смерти Сталина в 1954 году. Второе ее название – Древнерусский Терем из-за стилизованного оформления входа, украшенного цветочным орнаментом и массивной дубовой дверью.
В советские годы 17-этажная гостиница «Ленинградская» на Площади трех вокзалов считалась лучшей в столице. Буржуазно помпезные интерьеры в стиле московского барокко, лепные своды, бронзовые решетки, ромбические витражи, цветочные розетки с жемчужинами в центре, а также знаменитая 15,5-метровая бронзовая люстра-гирлянда, освещающая сразу 7 этажей и внесенная в Книгу рекордов Гиннеса, – все эти детали послужили причиной для активной критики сталинской архитектуры. Проектировщиков – Полякова и Борецкого – обвиняли в ошибочном понимании соцреализма и небывалых растратах государственного бюджета.
Сегодня в этой сталинской высотке действует отель Hilton Moscow Leningradskaya на 273 номера. В историческое здание водят организованные экскурсии, поэтому попасть внутрь может любой желающий.
Начатая в 1949 г. стройка «Дорогомиловской» гостиницы, как изначально назывался проект, шла долго и тяжело. Главная трудность заключалась в выборе места. Из-за близкого расположения грунтовых вод и подземных рек, а также непримиримой неприязни Хрущевым всего сталинского наследия проект чуть не свернули. Лишь когда Никите Сергеевичу предложили переименовать гостиницу, дав ей название «Украина», стройка продолжилась. Воду из земли откачивали иглофильтром, который стоит там и сегодня, функционируя при необходимости.
В результате в 1957 году, позже всех остальных «сестер», была сдана в эксплуатацию самая роскошная и вторая по высоте сталинская высотка. Из 206 м на шпиль приходится 73 м, однако этот факт не умаляет масштабов сооружения. На момент сдачи гостиница была самой высокой в Европе.
Архитекторами 34-этажной «Украины» стали Мордвинов, Олтаржевский, Калиш, а также инженер-конструктор Красильников. Перед ними была поставлена амбициозная задача: возвести высотку, которая бы стала символическими воротами нового московского проспекта и поражала своей красотой и изяществом. К реализации проекта было привлечено больше 2 тысяч специалистов.
С 2005 г. в здании бывшей гостиницы «Украина» находится Radisson Collection Hotel Moscow.
Высота этой «сестры» – 176 м. Количество этажей – 26. Венчает здание шпиль со звездой.
Объект сразу планировали как жилой дом, квартиры в котором должны получить сотрудники НКВД, ученые, политики, видные деятели театра и кино. Высотка на Котельнической, расположенная в 1,5 км от Кремля, сохранила престиж и сегодня – купить здесь жилье мечтают многие богатые москвичи и гости города.
Место для стройки было выбрано рядом с Большим Устьинским мостом – там, где Яуза впадает в Москву-реку, причем для облегчения строительства русло Яузы пришлось поменять. Теперь правое крыло здания смотрит на Москву-реку, а противоположное – на Яузу.
Высотка была сдана одной из первых – в 1952 г. Работу над ней поручили архитекторам Чечулину и Ростковскому, а инженером проекта назначили Гохмана. Курировал стройку лично Берия. Он же распределял ордера на квартиры, которые сдавались уже полностью меблированные и оборудованные бытовой техникой.
Как и другие сталинские высотки, дом на Котельнической набережной запечатлен во многих советских и российских фильмах, например, в ленте «Москва слезам не верит».
Архитекторы проекта – Минкус и Гельфрейх. Пятилетняя стройка завершилась в 1953 году, однако шпиль появился значительно позже. Его сделали облегченным, чтобы снизить нагрузку на каркас дома. Башня МИД – единственная сталинская высотка, шпиль которой не оснащен пятиконечной звездой. Однако на фасаде установлен другой знаковый символ – гигантских размеров железобетонный герб СССР площадью 144 м2.
После сдачи высотки в эксплуатацию в ней размещался не только МИД, но и Внешторг, который позже переехал в другое место.
В высоту здание достигает 172 метров. Архитектурный стиль вобрал в себя элементы ар-деко, постмодернизма и даже английской готики. Облик высотки многие сравнивали с Вульворт-билдинг на Манхэттене. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь – красным гранитом. Порталы декорированы лепниной и металлическими решетками, а также дополнены каменными темно-серыми обелисками. Стены вестибюля и зала собраний облицованы мрамором. Из вестибюля в гардероб, расположенный на подземных этажах, ведут 4 эскалатора. В здании 28 лифтов, 18 из которых – скоростные.
Башня оборудована системой централизованного кондиционирования, однако за десятилетия она засорилась и долгое время не использовалась. В результате на фасаде появилось множество внешних блоков кондиционеров, что негативно сказалось на архитектурном облике. При реконструкции шпиля в 2017 году большую часть инженерных коммуникаций в здании обновили.
Строительные работы, начавшиеся в 1948 г., завершились в 1954г. Над разработкой и реализацией проекта трудились архитекторы Мндоянц и Посохин, конструктор Вохомский. Высота 24-этажного здания со шпилем достигает 156 м, а число квартир на момент сдачи превышало четыре с половиной сотни. На верхнем этаже располагались коммуналки для обслуживающего персонала.
Площадка для стройки имела сложный рельеф: крутой склон с неоднородными, неустойчивыми грунтами. Дом стоит на месте бывшего храма Пресвятой Богородицы, а под ним предусмотрена разветвленная сеть вместительных бомбоубежищ.
Свое второе название «Дом авиаторов» высотка на Кудринской площади получила потому, что квартиры здесь выдавались заслуженным работникам авиационной отрасли, летчикам-испытателям, Героям Советского Союза. Первыми жильцами также были выдающиеся представители партийной ячейки и творческая интеллигенция. В доме находился крупнейший в Москве гастроном № 15, интерьеры которого больше напоминали музей, а также кинотеатр «Пламя».
Как и высотка на Котельнической набережной, Дом авиаторов попал в объектив кинорежиссера Меньшова, снимавшего здесь ключевые сцены фильма «Москва слезам не верит».
Административно-жилой 24-этажный дом по проекту Душкина, Мезенцева и Абрамова строили с 1947 по 1952 г.г. и сдали в 1953 г. Высота составляет 138 м. От остальных высоток его отличает лаконичный, сдержанный стиль и наличие встроенного вестибюля метро «Красные Ворота». Здание, расположенное в наивысшей точке Садового кольца, оснащено бомбоубежищем и собственной артезианской скважиной. В качестве декора – неизменный шпиль, звезда, советский герб.
Сложности строительству добавили водонасыщенные грунты. Плавуны вокруг котлована замораживали хлористым кальцием на толщину 6 м и глубину 26 м, а само здание строили не вертикально, а под углом, чтобы оно не накренилось вследствие вспучивания грунта. Расчет оказался ювелирно точным: после окончания стройки и усадки здание приняло вертикальное положение.
На карте столицы восьмая «сестра» должна была появиться в районе Зарядье и стать самой грандиозной. По проекту Чечулина высота здания составляла 275 м – абсолютный рекорд для того времени. И миссия у него была самая ответственная – завершать композицию сталинских высоток, заняв центральное место.
Сроки строительства постоянно отодвигались из-за сложности проекта, а смерть Сталина и вовсе спровоцировала остановку работ. По приказу Хрущева 9 этажей, которые к тому времени успели выложить, разобрали до фундамента. Из освободившихся стройматериалов построили высотный Дворец культуры и науки в столице Польши, а на фундаменте восьмой «сестры» возвели гостиницу «Россия», которую затем демонтировали. Долгое время территория оставалась неблагоустроенной, так как разобрать фундамент было невозможно, а разрешение на взрывные работы вблизи Кремля, Москвы-реки и метрополитена никто не дал.
Сегодня на месте так и не построенной восьмой сталинской высотки – уникальное парковое пространство «Зарядье», занимающее площадь около 13 га.
Узнать больше интересных фактов из истории Москвы можно на тематических экскурсиях, а для размещения в центре столицы – выбрать Palmira Business Club. Премиальный отель бизнес-класса расположен на Новоданиловской набережной в районе новой Деловой Москвы и располагает всем необходимым для комфортного отдыха и работы.